Афанасьев (Александр
Николаевич) - исследователь народной
поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г.
Богучаре Воронежской губ., где отец его,
человек очень умный и высоко ценивший
образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в
воронежской гимназии и московском
университете, где учился на юридическом
факультете и в тоже время слушал лекции
Шевырева, Бодянского и Грановского.
Окончив курс в 1848 г.,
Афанасьев в 1849 г. поступил на службу,
вполне соответствующую его способностям
и наклонностям - в московский главный
архив министерства иностранных дел,
где он в 1856 г. был сделан начальником
отделения, а вскоре правителем дел
состоящей при архиве комиссии печатания
государственных грамот и договоров.
В этой должности он
состоял до 1862 г. Это было самое спокойное
и самое плодотворное время его
деятельности.
За это время Афанасьев,
который еще будучи студентом начал
сотрудничать в лучших тогдашних журналах
("Современник" 1847 г. и "Отечественных
Записках" 1848), поместил целый ряд (68)
более или менее значительных статей в
"Современнике" (1849 - 52 гг.), "Отечеств.
Записках" (1850 - 60 гг.), "Архиве
историко-юридических сведений о России",
издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях.
Из этих статей могут быть приведены
только важнейшие: "Дедушка домовой",
первое его мифологическое исследование
(в "Архиве" Калачёва, ч. 1); "Ведун
и ведьма" (в альманахе "Комета",
изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);
"Языческие предания о острове Буяне"
(во "Временнике общ. ист. и древ. росс.",
1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во
всей полноте свою натурмифологическую
систему славянского мировоззрения);
"Зооморфические божества у славян"
("Отеч. Записки", 1852 г., № 1 - 3);
"Несколько слов о соотношении языка
с народными поверьями" (в "Известиях
акад. наук по отд. рус. языка и словесности",
1853 г.); "Русские сатирические "журналы
1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап.", 1855 г., №
3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор
остаётся едва ли не лучшей монографией
по истории литературы XVIII в.).
В 1858 - 59 гг. он издавал
чрезвычайно полезный, но не нашедший
достаточной поддержки, журнал:
"Библиографические Записки", где
поместил ряд своих статей, именно:
"Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков",
"Литературная полемика прошлого
столетия", "Русская книжная торговля"
и др.
В 1860 г. он издал - "Русские
народные легенды" (Москва), вскоре
изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни
Афанасьева произошёл крутой переворот,
вредно отозвавшийся и на его учёной
деятельности, и на самом здоровье: он
оказался прикосновенным, по видимому
совсем по чужой вине, к политическому
делу, и хотя не потерпел никакого
наказания, но принуждён был покинуть
обеспечивавшую его службу и отдаться
тяжёлым заботам о куске насущного хлеба
для себя и для семьи.
С трудом удалось ему
найти место секретаря сначала в московской
думе, а затем в мировом съезде. Но и в
это тяжёлое время Афанасьев, заваленный
работой, ничего общего с наукой не
имеющей, продолжал свои исследования
и труды.
В "Библиотеке для
чтения" (1864) г. появились его статьи:
"М.С. Щепкин и его записки",
"Поэтические предания о светилах
небесных", в "Филологических
Записках" (1865 г.) он поместил: "О
радуге", "Сказка и миф", сотрудничал
он в это время и в "Книжном Вестнике",
изд. Ефремовым и Ростовцевым.
В эти же тяжкие для него
годы, при самых неблагоприятных условиях,
Афанасьев закончил и издал главный труд
своей жизни: "Поэтические воззрения
славян на природу" (3 т., Москва, 1866 -
69), в котором он соединил и привёл в
стройную систему всё сказанное прежде
им, и всё, наиболее важное, добытое
трудами западных натур-мифологов.
Последний труд Афанасьева
- на пользу русских детей, это "Русские
детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд.,
Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев
умер от чахотки, 45 лет от роду.
Опыт сравнительного
изучения славянских преданий и верований
в связи с мифическими сказаниями других
родственных народов
Историк и фольклорист
Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871
гг.) весьма широко известен как издатель
«Народных русских сказок». Он был
глубоким исследователем славянских
преданий, верований и обычаев.
Итогом его многолетнего
исследовательского опыта явились
«Поэтические воззрения славян на
природу» — фундаментальный труд,
посвященный историко-филологическому
анализу языка и фольклора славян в связи
с языком и фольклором других индоевропейских
народов. Его труд до сих пор не превзойден
в мировой науке о фольклоре. Ему
значительно уступают известные у нас
«Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная
культура» Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева
выявляет живые связи языка и преданий,
более того, воскрешает основы русского
мышления, что особенно важно сейчас,
когда язык и мышление русского человека
изуродованы газетными штампами, блатным
жаргоном и сленгом всякого рода,
замусорены иностранными словами.
К ней обращались разные
поэты и писатели: А К. Толстой и Блок,
Мельников-Печерский и Горький, Бунин и
Есенин. Особенно последний.
Настоящее издание
последовательно воспроизводит все три
тома «Поэтических воззрений», вышедших
еще при жизни автора в 1865–1869 гг. Они
переведены на новую орфографию с
некоторым сохранением особенностей
старого правописания, чтобы дать
почувствовать вкус и аромат словесных
оборотов ушедшей эпохи.
Оглавление
I. Происхождение мифа,
метод и средства его изучения
II. Свет и тьма
III. Небо и земля
IV. Стихия света в ее
поэтических представлениях
V. Солнце и богиня
весенних гроз
VI. Гроза, ветры и радуга
VII. Живая вода и вещее
слово
VIII. Ярило
IX. Илья-громовник и
Огненная Мария
X. Баснословные сказания
о птицах
XI. Облако
XII. Баснословные сказания
о зверях
XIII. Небесные стада
XIV. Собака, волк и свинья
|